nirlsh.jpg (16931 bytes)
Движение растафари
ГЛАВНАЯ
Начало движения.
Предтечей культа считается родившийся на Ямайке Маркус Гарви (Marcus Garvey), каторый был лидером основанной им Всемирной ассоциации негритянского развития (Universal Negro Improvement Association - UNIA), которая в 20-х годах нашего столетия стала самой влиятельной в США негритянской организацией.
В исторических пособиях о Маркусе Гарви говориться как о политическом лидере, боровшимся за экономическое равноправие черных и белых.
Гарви принадлежит сочинение "Черный фундаментализм", где содержатся призывы вернуться на землю предков, отказавшись от чуждой культуры, возродить гордость за свою расу и ее прошлое - Гарви приписывает африканское происхождение всей мировой цивилизации.
Там же он предсказывает воцарение в Африке черного императора, под властью которого возродится черная раса, поэтому для растофариан он является прежде всего пророком и провозвестником Хайле Селассие I.
Хотя сам он был католиком, Гарви настаивал на том, чтобы его последователи представляли себе Христа негром и основали свою церковь.
Гарви активно распространял идею Христа-негра. Когда Хайле Селассие I (принц Рас-Тафарай) взошел на престол Эфиопии, именно эта идея, а также указание Гарви на Восток, откуда следовало ожидать пришествия Великого Царя, убедило многих что время освобождения уже пришло. Следуат отметить, что в то время Ямайка по-прежнему оставалась британской колонией и свобода для чернокожих существовала лишь формально.
Так началось движение растафари. В обстановке Великой депрессии и разрухи, вызванной на Ямайке ураганами в начале 1930 г., появление газетных сообщений о коронации Хайле Селассие сильно взбудоражило умы. Сразу три пророка - Леонард П.Хоуэлл, Джозеф Натаниел Хибберт и Арчибальд Данкли - одновременно и независимо друг от друга начали проповедь нового учения, подкрепляя его своеобразным истолкованием отдельных мест из Библии, особенно тех, где упоминалась Эфиопия (в значении: "Африка") или же содержались "намеки" на африканское происхождение библейских персонажей.
Здесь следует отметить, что впоследствии Гарви не признал в Хайле Селассие I предсказанного им ранее Спасителя, отметив в частности то, что в Эфиопии до сих пор существовало рабство. Растафарианцев Гарви назвал безумными фанатиками и ни раз высказывался против них. Они, тем не менее продолжали относиться к нему с почтением, простив ему его слепоту, ссылаясь на Иоана Крестителя, который, по их мнению, тоже сомневался в Христе.

Теория.
Учение растофариан достаточно расплывчато, в каждой общине оно может свои отличительные черты, иногда доходя до противоречий. Но все же в нем есть нечто общее для всех. Это прежде всего идея о Хайле Селассие I как о царе и идея о богоизбраннасти чернокожих и о их возврращении из Вавилонского плена.
Хайле Селассие I называется "Львом Иудейским", "Царем Царей" и прямым потомком Царя Давида по линии Царя Соломона и Царицы Савской, а также очередным воплощением Бога, избавителем избранной расы - черных иудеев. Его коронация является пришествием Мессии. История еврейского народа, изложенная в Ветхом Завете, - считается историей африканцев; белые же евреи - самозванцы, выдающие себя за богоизбранный народ. За грехи свои черные иудеи были наказаны рабством в Вавилоне. Пираты привезли чернокожих в Америку, т.е. в Вавилон.Но Бог давно простил свой избранный народ, вскоре он вернется на Сион, известный непосвященным как Аддис-Абеба. Эфиопия - это рай черного человека, Америка - это ад, Вавилон. Церковь - считается орудием Вавилона для обмана чернокожих, а избавление ждет не на небесах, а в Эфиопии. "Настоящий Бог белых - папа Иоанн XXIII, глава Куклусклана, очередное воплощение антихриста, прокаженного вурдалака, англосакса и рабовладельца Адама-Авраама". Маркус Гарви - новое воплощение Иоанна Крестителя, он вернется на Ямайку в 1960 г. на присланных Хайле Селассие кораблях, чтобы возглавить репатриацию.
По мнению растафариан, власть над миром дает скипетр Иудейского дома, похищенный в древности из Эфиопии Римом, а у Рима - Англией. Георг V послал на коронацию Хайле Селассие I своего сына, будущего Эдуарда VIII (реинкарнация Навуходоносора), чтобы вернуть скипетр. Ему же, несмотря на отречение из страха перед открытым ему Богом скорым концом Вавилона, предстоит править Вавилоном в дни гибели. Орудием разрушения Вавилона станет зверь из Откровения Иоанна - под ним понималаерся Россия. Избранный же народ после падения Вавилона придет к бессмертию и торжеству справедливости.
Бога растафариане называют "Джа" - от "Джехова" - "Иегова" Он имел много воплощений, последнее из которых - Хайле Селассие I. После него новых воплощений Джа не предвидется. Символы растафариан - зелено-красно-золотой флаг и нашивки той же расцветки - цветов национального флага Эфиопии и изображение льва ("Воинствующего Льва Иудейского") как символа мощи Эфиопии. Интересно, что в г. Монтегю-Бэй существовала маленькая секта, где вместо Хайле Селассие обожествлялся Иб-Сауд. Соответственно своей родиной и землей обетованной члены секты считали Аравию.
Интересно отношение растафариан к евреям и Библии.
Вообще растаманам свойственно доводить свою историко-националистическую мифологию до предела: они отождествляют в едином народе - "черных иудеях" - все великие цивилизации прошлого, например, считают древних греков чернокожими.
Но особую близость они ощущают с порабощенными иудеями. Некоторые из них развили эту симпатию до своего логического завершения, заявив о том, что они на самом деле и есть евреи, упомянутый в Библии народ. Другие же (среди них есть и те, кто в своих претензиях на то, что они являются "настоящими евреями", дошли до антисемитизма) придерживаются того мнения, что евреи и библейские израильтяне - разные народы. Тем не менее, все признают то, что евреев и растафариан роднит общая для тех и других судьба народа-изгнанника.
Часто растафариане утверждают, что белые исказили Библию и пытаются "восстановить" текст Священного Писания. Одной из таких попыток является так называемая Holy Piby - оккультная библия, якобы переведенная с амхарского, в которой делается упор на разрушение белого Вавилона и возвращение израильтян в Африку - истинный Сион. Holy Piby принята растафарианами как источник для литургических текстов.
Другая попытка "правильно" понять Библию связана с использованием наркотиков. Считается, что при переводе Библии (которая естественно первоначально была написана на амхарском языке), белые исказили или и утаили самые важные ее фрагменты. Но в переводе остались намеки, которые могут быть верно истолкованы просветленным умом. Для глубокого проникновения в суть вещей и смысл Писания рекомендуется ритуальное курение ганжи (марихуаны), под которой понимается всякое упоминание "травы" в Библии.

Требования религии.
Растаманы должны были соблюдать ряд запретов: не есть свинину, моллюсков, рыб без чешуи, не курить табак и не пить ром и вино (позже этот запрет стали объяснять тем, что вскоре братия будет пить пальмовое вино в Африке), не употреблять соль, уксус, коровье молоко, не играть в азартные игры. Поскольку Бог создал человека по своему образу и подобию, то любое искажение божественного облика, в том числе стрижка и бритье, - грех. Растаманы должны носить длинные волосы, образующие локоны, - очень характерная деталь их внешнего облика. По этой прическе, растаманов прозвали "дрэдлокс" - "ужасные патлы", или просто - "дрэдз".
Особое внимание уделяется борьбе с "порабощением сознания черного человека". В этой связи очень опасным и зловредным считается европейское образование. В своих общинах "эфиопы в изгнании" организовали изучение истории Африки и амхарского языка.

Общины.
Как указывалось выше, учение растафари в каждой общине интерпретируется по-своему. Известно множество общин, и ниже указаны лишь наиболее известные из них.
Пиннакль.
Самая известная из них - Пиннакль ("Эфиопское общество спасения") существовала в 1940-1954 гг., насчитывая более 600 членов. Ее основатель Л.Хоуэлл был наиболее выдающимся из "столпов" раcты. Бывалый человек, по его рассказам "знаток африканского языка", В нем обьединились дар мессии и мистификатора. В 1930 г. Хоуэлл издал в Аккре "основополагающий" текст растафаризма - "Обетованный ключ". В 30-е годы Хоуэлл проповедует на Ямайке, при этом он неоднократно предсказывает дату репатриации, продавая до пяти тысяч портретов Хайле Селассие I - "пропусков в Африку". Хоуэлл неоднократно арестовывается то за мошенничество (так власти расценили продажу "пропусков", за которой последовала массовая распродажа имущества и ожидание "репатриантами" на набережной кораблей, посланных императором), то за оскорбление властей и призыв к свержению власти Вавилона, в пооледужщие годы все чаще - за пропаганду "травы мудрости", т.е. марихуаны (Хоуэлл считал, что власти запрещают ее потому, что знают о просветляющем действии и о том, что она дает мудрость, здоровье и бессмертие). Хоуэлл призывал к отказу от любой работы на Вавилон, что было нетрудно, так как большинство уверовавших были безработными, к несотрудничеству с властями, к отказу от любых контактов с Вавилоном. Поселения общины в Пиннакле, охранялась "эфиопскими воинами", запрещавшими окрестным жителям платить налоги властям. Сам Хоуэлл, проживавший со своим гаремом в отдельном доме, считался живым богом Гангунгу Мараджем, рангом пониже, чем воплощение Джа - Хайле СелассиеI.
"Миссионерское движение Царя Царей"
Основано А. Данкли, который, услышав о коронации Раса Тафари Маконнена, два с половиной года самостоятельно штудировал Библию, чтобы понять, не тот ли это самый император, о воцарении которого пророчествовал Маркус Гарви. Убедившись в этом на основании якобы сокрытых в Писании указаний, он основал свою общину.
Двенадцать Колен Израиля
Возможно самая большая и популярная из всех сект (никак не относится к различным одноименным негритянским еврейским церквям). Некоторые исследователи считают что она стоит в ряду "новых религиозных движений" типа "Сознания Кришны" или церкви Муна. Основана в 1968 году Верноном Каррингтоном (пророк Гад). Члены секты утверждают, что Хайле Селассие I - Иисус Христос, вернувшийся во всем своем царском величии, и Второе Пришествие уже свершилось. Связная доктрина и жесткая дисциплина обеспечили секте рост численности; кстати, в этой секте состояло большинство исполнителей реггей 70-х годов. Её членом некоторое время был Боб Марли, а в Англии она получила известность благодаря значительному привлечению в свои ряды белой молодежи. При этом Африку "белые растаманы" рассматривали как аллегорический образ утопии, единения всех народов, колыбели человечества
"Принц" Эдвард Эммануэль.
По инициативе основатель другой большой секты, "принца" Эдварда Эммануэля в 1958 году был созван первый Всерастафарианский синод "Ниябинги". К моменту созыва синода, "принц" Эдвард уже наделал много шума, заявив, что вместе с Хайле Селассие I и Маркусом Гарви он составляет Святую Троицу. Он так же известен созданием своей церкви со всеми полагающимися атрибутами - догматами, литургией, иерархией и подобием монашества. "Принц" Эммануэль по-прежнему является одним из самых влиятельных людей на Ямайке.
"Нация ислама"
В США гарвеизм породил близкий аналог движения "черных иудеев" - "черных мусульман" ( "Нация ислама" ). Подобно "движению растафари", "Нация ислама" политизируется в 60-е годы, когда лидеров профетического склада, вроде Илайджа Мухаммеда, сменяют Малькольм Х и сторонники "Черной власти", а затем окончательно растворяется в политическом движении - "Черной власти" и организации "Черные пантеры"(см. Лири), заодно породив и молодежную субкультуру - стиль "афро", популярный в США в конце 60-х - 70-е годы.

Grounation Day.
В 1966 г правительство Ямайки, для того, чтобы разрешить социальный кризис и укрепить отношения с Эфиопией, предложило Хайле Селассие I посетить их страну.
21 апреля Хайле Селассие I прибыл в аэропорт Кингстона. С тех пор растафариане называют этот день "Grounation Day", "День вступления Его Величества на землю Ямайки".. Точные детали этой исторической встречи восстановить невозможно,но известно Хайле Селассие пообещал предоставить переселенцам из Ямайки земельные участки в Южной Эфиопии. Шешаман, земля выделенная в Эфиопии для переселенцев дождалась лишь немногих растафариан. Причиной тому - высокие транспортные расходы, сделавшие это путешествие недосягаемым для простых растафариан, однако тот факт, что эта земля существует остается важным связующим звеном растаманов с их духовной родиной. В дальнейшем, политические беспорядки в Аддис-Абебе еще больше осложнили задачу переселения на подаренную землю.
В 1975 году пришло известие о смерти Хайле Селассие I. Но многие растаманы не верят этому и по сей день.

Музыка и хиппи.
Многое в расте и движении "детей цветов" оказалось близким друг другу. Даже расовая окрашенность расты не послужила помехой. Хиппи провозглашали отказ от европейской культуры, стремление к подражанию и приобщению к "естественной культуре" других народов. Благодаря этому им удалось принять многие идеи растсфари. Наиболее заметной точкой соприкосновения явилась музыка. Известно, что всеобщее увлечение рэгги в 70-80-е годы подверглось сильнейшему воздействию идеологии растафари. Именно благодаря этому стилю идеи растафари становились доступны белой (и не только) молодежи. "Те, кто не приемлет манеру одеваться или не нуждается в религиозных идеях, воспринимают язык; те, кто не усваивает язык, с помощью которого движение заново переопределяет весь порядок вещей, принимают музыку. Действительно, сила искусства такова, что музыка Боба Марли сделала больше для популяризации насущных задач африканского освободительного движения, чем несколько десятилетий кропотливых трудов международных "организаций революционеров"
……
"Растафаризм возник как профетическая секта, обожествлявшая Раса Тафари Маконнена (отсюда и название секты), короновавшегося 2 ноября 1930 г. под именем Хайле Селассие ("власть Троицы"). Секта возникла на Ямайке в начале 30-х годов, но в 60-е годы ее приверженцы появились среди цветной молодежи в США, Канаде и Великобритании, а в 70-е она превратилась в поп-религию, а затем просто в молодежную моду, вызвав бум среди городской молодежи Африканского континента, а пережив политизацию и вобрав образцы третьемирской либертарной риторики, - интерес и в других странах "третьего мира"".
Живучестью раста обязана своей эклектичности, организационной аморфности и веротерпимости, отсутствию устоявшейся догматики и возможности выборочно усваивать те или иные стороны: внешний вид иди жизненный стиль, взгляды на историю или отношение к политической жизни "Вавилона", созданную растой художественную культуру или толкование религиозных текстов. В наше время растафаризм представляет собой довольно пестрое явление. Можно сказать что особенности этапов, через которые прошло это движение, в разной степени характерны для существующих в наши дни групп. Это и религиозное движение и проявление молодежной моды, это выражение социального протеста и проявление националистических настроений. В каждой группе эти элементы распределены в разных пропорциях. Но характерной для большинства особенностью считается использование марихуаны. Некоторые, обычно это стильная городская молодежь курят ганджу ради развлечения, но те, кто принимает религиозную сторону растафаризма, отстаивают практику ритуального раскуривания "травкой мудрости". Среди них считается, что раскуриваться можно частным образом, в качестве подспорья для медитации или же вместе с общиной, в таком случае это уже будет "приятным Господу воскурением". Такой обычай оправдывается тем, что ганджа - это та самая "зеленая трава", одобряемая в Библии, и ее употребление считается более коротким путем к той же цели, которая достигается методами традиционного аскетизма.